Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды П.4.6 и П.4.7
Возрастающее воздействие человека на природу и обострение экологических проблем в нашем регионе привели к тому, что одной из главных задач развития личности школьника или дошкольника стала задача формирования экологической культуры, которая включает в себя систему экологических знаний, умений, экологического мышления.
Работа со школьниками относится к числу важнейших направлений эколого-просветительской деятельности заповедника, именно по этому на базе Приокско-Террасного заповедника с 1997 года работает проект "Школьный лекторий".
Опыт проекта показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте, дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Поэтому, если с дошкольного возраста преподавать детям знания об экологии и охране природы, то возрастает вероятность того, что уже в школьном возрасте, ребенок будет бережнее относится к природе в целом, будет знать об ее особенностях, научится общаться с ней, не нанося вреда.
Учитывая, что Приокско-Террасный заповедник расположен в центре Русской равнины, то работа по этому проекту предполагает сотрудничество с общеобразовательными учреждениями не только города Серпуховского района, но и всей Московской области.
Цели проекта
• Участие в формировании экологического сознания и развития экологической культуры детей;
• Обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения;
Задачи проекта Организация тесного взаимовыгодного сотрудничества Приокско-Террасного заповедника и общеобразовательных учреждений и общественно-культурных организаций Московской области: Участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне; Формирование необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности Постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а так же разработка собственных методических материалов; Формирование информационных ресурсов по экологическим образовательным программам и обеспечение свободного доступа к экологической информации с использованием современных компьютерных технологий; Предоставление школам справочной и иной специальной литературы по вопросам охраны биологического и ландшафтного разнообразия и заповедного дела; Проведение методических консультаций для преподавателей; Оказание содействия в оборудование тематических школьных классов, предоставление материалов (фотографий, слайдов, видеофильмов и т.д.) для иной наглядной информации; Создание условий для интеллектуального и творческого развития детей и подростков, используя накопленный опыт сотрудников Лапландского заповедника, организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций; Организация регулярных встреч и круглых столов с представителями учебных заведений города и области для обмена опытом и информацией о существующих природоохранных проблемах, возможных путях преодоления и направлениях взаимовыгодного сотрудничества;
Основные мероприятия
Проект включает серию различных мероприятий, позволяющих провести последовательную реализацию задач. Мероприятия основываются на анализе существующей конкретной ситуации в нашем регионе и позволяют поэтапно добиться нашей основной цели.
В рамках этого проекта между Приокско-Террасным заповедником и общеобразовательными учреждениями разрабатываются совместные комплексные программы, включающие тематические уроки природы, лекции, беседы, различные викторины экологического характера, с просмотром видеофильмов. Лекции и занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдается не простому механическому запоминанию лекций, а пониманию и оценки происходящего, способности ребенка проанализировать полученные знания, ведь зачастую именно незнания последствий своих действий порождает экологические проблемы.
Краткое описание содержания этапов работы по проекту "Школьный лекторий":
Краткое описание
содержания этапов работы по проекту "Школьный лекторий":
№ этапа |
Содержание |
I |
выявление уровня экологической культуры и готовности детей к участию в природоохранной деятельности; установление партнерских отношений в области эколого-просветительской деятельности с местными и региональными органами управления образования, руководителями учебных заведений; создание, развитие и укрепление методической базы, разработка собственных методических материалов силами эколого-просветительского отдела при поддержке научного отдела заповедника; создание единого информационного пространства, обеспечивающего оперативный обмен эколого-просветительской информацией между Приокско-Террасным заповедником, образовательными учреждениями, детскими экологическими организациями, библиотечными системами; оборудование необходимой аппаратурой и видеопродукцией конференц-зала Приокско-Террасного заповедника; |
II |
подготовка методических материалов для проведения экскурсий по экологическим тропам, в музеях заповедника; заключение совместных эколого-образовательных программ, проведение тематических уроков природы, бесед, лекций для детей различных возрастов, проведение выездных лекций, экскурсий на природу; создание программ и методик наблюдений за состоянием природных экосистем для школьников и их родителей; создание учебных площадок экологического мониторинга; регулярное освещение в региональных СМИ, Интернете проводимых мероприятий; участие в работе школьных лесничеств, привлечение школьников к участию в экологических праздниках, акциях; содействие в проведении детских экологических конкурсов рисунков, рассказов; |
III |
Продолжение сотрудничества с общеобразовательными учреждениями; Приобщение новых участников к созданию эколого-просветительских программ; Разработка и пополнение методической базы Приокско-Террасного заповедника; Использование новых информационных технологий в образовательном процессе, Участие в тематических семинарах |
|