Путь по сайту

Главная / Эколого-просветительская деятельность / Экологические игры

МИР ПРИРОДЫ В МИРЕ ИГРЫ 


Здесь представлены игры, сконструированные в период 1991-1997 гг, и хорошо зарекомендовавшие себя в эколого-педагогической практике, а также некоторые игровые упражнения, разработанные на основе опыта американских коллег, которые отмечены в тексте значком “* ”. 

“Природа в моей жизни” 

Основные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя. 

Ориентировочное время : 30 - 40 минут. 

Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка. 

Процедура. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание “Природа для меня...” (“Природа в моей жизни...”). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно. 

Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу - насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием. 

В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц: 
“Природа в моей жизни — это: 


1) источник вдохновения; 

2) способ наслаждения; 

3) погружение в гармонию; 

4) проведение досуга; 

5) способ самореализации; 

6) сфера моего познавательного интереса; 

7) стимул для расширения моего кругозора; 

8) возможность восстановления душевного равновесия; 

9) предмет моей заботы; 

10) осознание моей ответственности перед ней”.



“ Тотем” 
Основные цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы. 

Ориентировочное время: до 1,5 часа. 

Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии). 

Процедура . Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах. Тотем - это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь. 

Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга. 

“Сороконожка” 
Основные цели: снятие коммуникативных барьеров, создание положительного настроения, развитие навыков группового взаимодействия, развитие чувства персональной ответственности за групповой результат. 

Ориентировочное время: около 40 минут. 

Процедура. На первом этапе из участников формируется “сороконожка”. Строение этого существа таково, что впереди становится участник с открытыми глазами - “голова сороконожки” - а все остальные участники выступают в роли “сегментов тела” и будут двигаться с закрытыми глазами. Соединение “сегментов” осуществляется путем “захвата” талии впереди идущего. Маршрут должен проходить по пересечённой местности или по коридорам и лестницам здания, в котором проводятся занятия. Если позволяют условия, можно предусмотреть выход на улицу, так чтобы определенный участок маршрута проходил по оживленному тротуару. Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами они, формируя “сороконожку”, не предполагают, что она покинет пределы игровой комнаты. Руководитель направляет путь “сороконожки”. 
На втором этапе благополучно вернувшиеся с маршрута участники садятся в круг и анализируют упражнение. Вначале высказываются “сегменты”, акцентируя внимание на способах своего взаимодействия с соседними “сегментами” и на стратегии “головы”, которая либо помнила об их проблемах, либо неслась вперед, забывая об их комфорте и безопасности. Участники также высказываются о том, как они относятся к тому, что на них смотрели посторонние люди. Завершает обмен впечатлениями “голова”. 

Примечания. На роль “головы” я стараюсь выбрать уравновешенного и заботливого человека, чтобы обеспечить успех прохождения маршрута и комфорт всех участников. 

Как правило, это упражнение позволяет подчеркнуть ответственность каждого за самочувствие партнёров, даже если они находится в хвосте “сороконожки”. Участники приходят к пониманию большого значения взаимной заботы и внимания друг к другу “в мелочах” для успеха общего дела. 

Особая проблема - это нестандартное поведение на глазах у окружающих. Отношение участников к такой ситуации бывает разное, но в целом они гордятся, что сделали ЭТО на глазах у прохожих. К тому же мы приходим к пониманию, что мы вели себя нормально, а окружающие, прежде всего, нам завидовали. 
При прохождении маршрута я всегда стараюсь провести группу по лестницам. Именно прохождение лестниц позволяет участникам проявлять заботу друг о друге. И хотя за восемь лет использования мною этого упражнения ни разу не случилось каких-либо физических неприятностей, я стараюсь принять определенные меры безопасности: 1) собрать очки у участников; 2) запереть на ключ кабинет с нашими вещами; 3) при спуске с лестницы я иду впереди группы; 4) при подъеме - позади. 

Изредка встречаются участницы (старшеклассницы, учительницы), которые не хотят пересилить своего смущения и принять участие в упражнении. Я прошу такую участницу стать наблюдателем и рассказать во время обсуждения в кругу, что интересного и важного она заметила “со стороны”. 

“ Человечек из коры” 

Основные цели: расширение опыта восприятия мира природы, развитие воображения. 
Ориентировочное время : 30 минут. 

Материалы и подготовка: кусочки коры различных деревьев, бумага, карандаши, краски. 

Процедура . Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. 

После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих “своему” кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек “родился”. 

Примечание . Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое “неумение”. Обычно уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно. 

“ Мир кролика и мир муравья” 

Основные цели: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений. 

Ориентировочное время : 30 минут. 

Материалы и подготовка : пятирублёвые монеты, лупы и пинцеты (для каждого участника). Упражнение проводится на лугу или на поляне. 

Процедура. Участникам предлагается разместиться широким кругом, встать на четвереньки и представить себя кроликами. Следует передвигаться кроличьими прыжками, нюхать землю, воздух. - Может быть, пахнет опасностью? - Где здесь можно спрятаться? Надо внимательно рассмотреть почву и растения, возможно удастся заметить каких-нибудь насекомых, следы и т.д. - Что здесь может быть съедобным? 

Затем участникам предлагается пригнуться ещё больше и представить себя муравьями. - Как изменилось восприятие мира по сравнению с миром человека и миром кролика? Чтобы ещё лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой. - Откуда теперь можно ждать опасности? - Где спрятаться? - Что можно съесть? 

Далее участникам предлагается за следующие пять минут собрать коллекцию предметов из мира муравья, разместив их на монетке. Следует воспользоваться лупой и пинцетом. 

Собравшись в круг, участники обмениваются впечатлениями о мире кролика и мире муравья, сравнивают эти миры с миром человека, показывают друг другу свои коллекции на монетках. 

Примечание. Необходимо позаботиться, чтобы почва не была слишком сырой. 

“ Музыкальные картинки” 

Основные цели : развитие сопереживания по отношению к природным существам, расширение опыта восприятия живых существ, стимулирование воображения. 
Ориентировочное время : 20 минут. 

Материалы и подготовка : магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков. 

Процедура . Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчивается обсуждением, в ходе которого участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранное ими существо, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д. 

Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор “соответствует” музыке. Оценка “успешности” или “неуспешности” того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения, противоречит принципам организации игры. 

“ Чистописание” 
Основные цели : развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, усиление значимости отношения к природе, стимулирование воображения. 

Ориентировочное время : 20 минут. 

Материалы и подготовка : бумага, цветные карандаши, фломастеры. 

Процедура. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой - маленький, пушистый - скользкий, хищный - “мирный”) и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом “надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза”. Упражнение заканчивается обсуждением. 

Примечание. Выполнение этого упражнения “включает” работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

 

Наши обитатели

Погода Яндекс.РџРѕРіРѕРґР°